
130 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ IСерия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16

УДК 811.161

СЛОВАЦКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В 1989 -  1992 ГГ.

М. А. Бондарь

Российский центр 
науки и культуры 
в Братиславе, Словакия

e-mail:
alebond@rambler.ru

В статье характеризуется трансформация периодической печати 
Словакии на общенациональном и региональном уровнях после кол­
лапса социалистической системы.

Ключевые слова: общенациональная газетная периодика, обще­
национальная журнальная периодика, религиозная периодика, ре­
гиональная периодическая печать.

Формирование новой модели словацкой периодики началось в 1989 г. и проходило пер­
воначально в рамках Чехословакии как единого федеративного государства. Этот процесс, про­
текавший в 1989-1992 гг., непосредственно связан с падением социалистической системы и на­
чалом политических, экономических и социальных преобразований.

В 1989-1990 гг. были созданы новые условия для функционирования прессы:
-  во-первых, в конце 1989 г. Федеральное Собрание ЧСФР отменило статью конститу­

ции о ведущей роли коммунистической партии, что привело к изменению положения средств 
массовой информации в политической системе: СМИ перестали быть инструментом политиче­
ской власти. В то же время в связи со своим новым статусом пресса лишилась государственных 
субсидий и дотаций и должна была научиться работать в условиях рыночной экономики, то 
есть сама искать источники финансирования своей деятельности;

-  во-вторых, закон № 86/1990 «О периодической печати и других средствах массовой ин­
формации» заложил основы для формирования института частной прессы;

-  в-третьих, в 1990 г. была ликвидирована система выдачи разрешений на выпуск пе­
риодических изданий, и их регистрация стала носить заявительный характер.

Все это привело к стабильному увеличению количества периодических изданий (см. 
таблицу №1). Однако многие из них, едва успев появиться, исчезали, не просуществовав и года, 
при этом расходы на издание периодики постоянно возрастали.

Таблица 1
Словацкие периодические издания в 1989-1992 гг [5, s. 93-102; 8, s. 109]

Год
Общенациональные Региональные

издания
Всего

газеты журналы
1989 12 192 122 326
1990 17 293 182 492
1991 18 341 174 533
1992 19 385 293 697

О б щ ен ац и о н ал ьн ая  газетн ая  п ер и оди ка
Следует отметить, что процесс формирования новой системы периодической печати 

Словацкой Республики имел ряд особенностей и был во многом обусловлен политической си­
туацией, сложившейся в 1989-1992 гг. в Чехословакии, в состав которой до 1993 г. входила Сло­
вакия.

Открывшиеся в этот период возможности свободно создавать как общественно­
политические организации, так и партии, опирающиеся на различные идеологические плат­
формы, послужили отправной точкой для создания многопартийной системы, внутри которой 
неизбежно возникла конкуренция между партиями, следствием которой стала борьба за голоса 
потенциальных избирателей. Для того чтобы победить на выборах, созданным политическим и 
общественным объединениям необходимо было, с одной стороны, консолидировать усилия 
своих членов и сторонников, а с другой -  повысить доверие к себе со стороны избирателей с 
целью увеличения процента голосов, отданных за них на выборах. Достичь этих целей было 
невозможно без широкого информирования общественности о деятельности партийных и об­
щественных организаций, поэтому одной из характерных особенностей этого периода являют­
ся попытки создания партийной печати.

mailto:alebond@rambler.ru


НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16 131

К созданным в 1989-1992 гг. партийным изданиям, чья целевая аудитория складыва­
лась, с одной стороны, из членов политических или общественных объединений, а с другой -  
их потенциального электората [2], относятся:

-  газета «Гласность» (Verejnost’, 1989 -  1992), которая был органом «Общественного 
движения против насилия» (VPN), на тот момент главной оппозиционной силы в Словакии, и 
выходила 1-2 раза в неделю. В 1992 г., после того как члены названного движения перешли в 
другие политические партии, газета прекратила свое существование;

-  «Народная газета» (Eudove noviny, 1989 -  1990), орган Социал-демократической пар­
тии Словакии, существовала очень короткое время. Она была создана для проведения предвы­
борной кампании и после проведения выборов была закрыта;

-  газета «Время» (Cas, 1989 -  1991) была выразителем идей Демократической партии. 
Впервые газету под таким названием стали издавать представители словацкого демократиче­
ского движения в 1944 г. во время Словацкого народного восстания. В 1945-1948 гг. она была 
органом Демократической партии и выходила тиражом 80 тыс. экз [10, s. 28 -  29]. В феврале 
1948 г. партию распустили, но выпуск газеты был продолжен, поскольку официальным преем­
ником Демократической партии стала партия Словацкого возрождения. Газета стала выходить 
тиражом 200 тыс. экз [10, s. 25]. под новым названием «Народ» (Eud). В 1989 г. обновленная 
Демократическая партия снова стала издавать газету «Время», однако издание оказалось не­
рентабельным, а партия не была готова длительное время покрывать убытки из своей партий­
ной кассы.

-  «Словацкая газета» (Slovensky denmk, 1990-1994) -  орган Христианско-
демократического движения (KDH), продолжившая традиции одноименной газеты, которую в 
1910 г. в Будапеште начал издавать Милан Ходжа и которая во времена первой Чехословацкой 
республики являлась органом словацкого филиала аграрной партии. Учредители «Словацкой 
газеты» исходили из того, что более 40 лет словакам не хватало политической газеты христи­
анской ориентации. Преследовали они и более прозаические цели: в июне 1990 г. должны бы­
ли состояться выборы, на которых Христианско-демократическое движение хотело добиться 
успеха. «Словацкая газета» стала выходить тиражом 100 тыс. экз., однако вскоре ее тираж сни­
зился до 60 тыс., а к моменту ее закрытия в 1994 г., едва достигал 15 тыс. экз. Причину резкого 
сокращения читательской аудитории следует искать в неактуальности тем, поднимавшихся в 
газете, и ее плохом графическом оформлении;

-  газета «Коридор» (Koridor, 1992-1993) - рупор «Движения за демократическую Сло­
вакию» (HZDS) -  выступала за независимость Словакии. Газета начала выходить тиражом 60 
тыс. экз. Затем в её деятельности наметилась тенденция, характерная для всей словацкой пар­
тийной прессы: произошло падение тиражей, сопровождавшееся ростом долгов, следствием 
чего стало закрытие газеты.

Этим вновь созданным газетам не удалось закрепиться на только что начавшем форми­
роваться словацком рынке прессы. Причина этого не только в том, что они не имели достаточ­
ных источников финансирования. Падение тиражей произошло вследствие конкуренции с 
электронными СМИ, сокращения доли читателей, выписывающих газеты, неразвитости рек­
ламного рынка. Причины неудачи партийных газет заключались и в том, что эти печатные из­
дания создавались «под выборы» и не имели четких стратегии своего дальнейшего развития.

Вторая характерная особенность формирования периодики Словакии была обусловле­
на тем, что в 1989 -  1992 гг. перед словаками остро встала проблема национального самоопре­
деления. Для чехов, имевших в прошлом свою государственность (Х -  середина ХУ11 в.), кото­
рые в 1918 -  1939 гг. и в 1945 -  1992 гг., ощущали себя государствообразующей нацией в составе 
Чехословакии, основной задачей после распада социалистического лагеря стала демократиза­
ция общества и реформирование экономики. Словаки же, имевшие номинально свою государ­
ственность только в 1939 -  1945 гг., видели свою главную цель в ее обретении. Следствием это­
го стала дестабилизация обстановки в стране и крайняя политизация печатных СМИ Слова­
кии. Поэтому в 1989 -  1992 гг. наиболее востребованными стали газеты и журналы, пропаган­
дировавшие идею «национального возрождения».

К таким изданиям относятся:
-  ежедневная газета «Народное возрождение» (Narodna obroda, 1990 -  2005), в качест­

ве издателя которой в 1990 г. выступило тогдашнее словацкое правительство. В 1991 г. газета 
перешла в собственность редакционного коллектива. Редакция газеты стремилась опираться 
на традиции, заложенные словацким поэтом, публицистом, литературным критиком и одним 
из организаторов Словацкого национального восстания Ладиславом Новомеским (1904 -  
1976), выступавшим в 1945 -  1948 гг. за возрождение словацкой нации. Эта газета с момента



132 НАУЧНЫ Е ВЕДОМОСТИ IСерия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16

своего основания отличалась, с одной стороны, от печатных изданий других партий и общест­
венных движений, а с другой -  от изданий, имевших ярко выраженные черты националисти­
ческой прессы, поскольку ставила цель стать оперативным, информированным и объективным 
источником информации для словацкого населения.

По сути это была первая попытка создания в Словакии качественной независимой газе­
ты. Несмотря на то, что в качестве издателя выступило само словацкое правительство, оно же 
само настояло на том, чтобы «Народное возрождение» выходило с подзаголовком «независи­
мая газета граждан Словакии». Наибольший тираж газета имела в 1991 г. - 80 000 экз.; потом 
тиражи начали резко падать в связи с постоянным сокращением читательской аудитории. Если 
в 1995 -  1997 гг. ежедневная аудитория газеты составляла около 4,4 до 4,6% населения страны, 
то 1998 -  1999 гг. она снизилась до 2% (соответственно, тираж составил 20 000 экз.) [8, s. 111];

-  «Литературный еженедельник» (Literarny tyzdenmk), созданный в 1988 г. по разре­
шению Коммунистической партии Словакии и ставший в начале 90-х гг. прошлого века цен­
тром общественных дискуссий в стране. В 1990 -  1992 гг. еженедельник занял отчетливо на­
ционалистическую позицию. К числу авторов этого издания принадлежал, например, участник 
Словацкого национального восстания 1944 г., писатель Владимир Минач (Vladimfr Minac), ко­
торый в 1992 г. организовал общественное движение «Конгресс словацкой интеллигенции в 
Доновалах» (Kongres slovenskej inteligencie na Donovaloch). Декларация, принятая на учреди­
тельном собрании этого движения, оказала решающее влияние на формирование независимой 
Словацкой Республики;

-  еженедельная «Словацкая народная газета» (Slovenske narodne noviny, 1990), в каче­
стве издателя которой выступило культурно-научно-просветительское общество «Словацкая 
матица». Продолжая традиции одноименной газеты, издаваемой Л. Штуром с 1845 по 1848 г., 
журналисты новой «Словацкой народной газеты» последовательно отстаивала право словаков 
на самоопределение;

-  еженедельная газета «Новый словак» (Novy Slovak, 1992 -  1993), пропагандировав­
шая идею независимого словацкого государства и по духу напоминавшая газету «Словак», вы­
ходившую в 1938 -  1945 гг. Это издание воспринималось определенной частью населения Сло­
вакии как экстремистское. Так, например, газета открыто заявляла, что ей интересны только 
люди, разделяющие идею обретения Словакией независимости. Значительную часть материа­
лов в ней составляли интервью с известными политическими и общественными деятелями, 
видными деятелями культуры, в которых те высказывались по вопросу обретения Словакией 
суверенитета. Газета была закрыта в 1993 г., когда ее тираж с 35 тыс. экз. упал до 15 тыс.

В оппозиции к курсу названных выше газет в начале 1990-х гг. ХХ в. оказался выхо­
дивший с 1946 по 1993 г. еженедельник «Культурная жизнь» (Kulrtrny zivot), который занял 
либеральную прочехословацкую позицию. Эта позиция нашла поддержку у ряда таких создан­
ных в это время независимых общественно-политических изданий, как «Арена и фрагмент К» 
(Arena и Fragment K), «Форум гражданского общества» (Forum obcanskej spolocnosti). Несколь­
ко особняком стоит в этом ряду еженедельник «Мосты» (Mosty), издававшийся с 1991 по 
2007 г. сначала еженедельно, а затем два раза в месяц. В 1991-1992 гг. редакция журнала не 
только заняла прочехословацкую позицию, но и активно выступала за сохранение федерации, 
а после разделения ЧСФР свою задачу видела в поддержке идеи «чехословацкой взаимно­
сти» [11].

Процесс поляризации печатных словацких СМИ в это время идет не только по вопросу 
существования Чехословакии как единого государства, но и о выборе политического и эконо­
мического пути развития страны. Следствием этого стало размежевание газет по политическим 
пристрастиям на левые и правые, что является еще одной характерной чертой формирования 
новой системы периодической печати Словацкой Республики в 1989 -  1992 гг.

Выразителем левых взглядов становится общественно-политический еженедельник 
«Новое слово» (Nove slovo), созданный еще в 1944 г. во время словацкого национального вос­
стания. После подавления восстания издание «Нового слова» было приостановлено и возоб­
новлено в 1945 г. по инициативе Густава Гусака. Однако в конце апреля 1952 г. в рамках борьбы 
с так называемым буржуазным национализмом еженедельник снова был закрыт и появился в 
киосках только в 1968 г., т.е. во время «Пражской весны». Хотя «Новое слово» было органом 
словацкой компартии, в годы перестройки этот еженедельник активно выступал за демократи­
зацию общественной жизни в рамках существующего на тот момент социалистического строя, 
благодаря чему завоевал репутацию одного из наиболее критически настроенных словацких 
периодических изданий.



НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16 133

В 1991 г. редакция «Нового слова» столкнулась с резким падением тиражей. Видимо, 
чтобы привлечь внимание читателей к еженедельнику, в 1994 г. его переименовали в «Новое 
слово без респекта» (Nove slovo bez respektu). Однако и это его не спасло, и в 1998 г. его издание 
было прекращено. Через год, в 1999 г., появился еженедельник «Слово» (Slovo), который мож­
но рассматривать в качестве идеологического преемника «Нового слова», поскольку редакци­
онный коллектив по-прежнему придерживался левых взглядов в освещении политической, 
культурной и экономической жизни страны. В 2010 г. вышел последний печатный номер 
«Слова»; в настоящее время этот еженедельник выходит только в интернет-версии [12].

На читателей, придерживающихся правых взглядов, был рассчитан выходивший в 
1991 -  1996 гг. еженедельник «Домино-эффект» (Domino efekt), а с 1997 по 2007 г. его преемник 
«Домино-форум» (Domino forum), имевший подзаголовок «критический еженедельник о по­
литике, экономике, цивилизации и культуре». В последний год своего существования в связи с 
финансовыми трудностями «Домино-форум» выходил два раза в месяц. «Пришло время, когда 
мы должны признать, -  говорится в редакционной статье, опубликованной в последнем номе­
ре издания, -  что мы игнорировали требования рынка. В то время как периодическое издание 
должно время от времени обновляться, читатели длительное время получали «Домино- 
форум» в неизменной форме» [6].

Из названных периодических изданий в настоящее время выходят в свет только «Сло­
вацкая народная газета» и «Литературный еженедельник». Последний, несмотря на свое на­
звание, представляет собой скорее общественно-политическое, чем культурно­
просветительское издание. Сейчас придерживающийся консервативной линии «Литературный 
еженедельник» издается Ассоциацией словацких писателей и выходит одни раз в две недели 
(ранее он выходил один раз в неделю). Остальные культурно-просветительские и общественно­
политические периодические издания были закрыты, что, как считает А. Бобраков-Тимошкин, 
стало следствием «падения читательского интереса к общественно-культурной проблемати­
ке» [1] в сложившихся новых реалиях постсоциалистического пространства.

О б щ ен ац и о н ал ьн ая  ж ур н ал ьн ая  пери оди ка
Для общенациональной журнальной периодики 1989-1992 гг. характерно появление 

новых изданий, различных с точки зрения типологии и периодичности выхода в свет.
В 1990 г. выходит в свет первый номер бульварного, а по терминологии Дануши Сера- 

финовой и Йозефа Ватрала (Danusa Serafmova, Jozef Vatral), иллюстрированного и развлека­
тельного журнала [9, s. 314] «Плюс 7 дней» (Plus 7 dm). Новым для словацкого рынка становит­
ся появление в 1991 г. экономического журнала «Тренд» (Trend). Большой популярностью в это 
время пользуются также журналы, публикующие на своих страницах телевизионные програм­
мы. В 1990 г. начинают издаваться еженедельники «Радио и телевидение» (Rozhlas a tele^zia) и 
«Евротелевидение» (Eurotele^zia), а в 1991 г. -  выходящий два раза в неделю журнал «Теле 
плюс» (Tele plus). Выпуск первого был прекращен в 1996 г; остальные два выходят и в настоя­
щее время.

Кроме того, в это время появляются периодические издания, которые ранее никогда не 
издавались в Словакии. Это, например, журналы для мужчин и рекламные журналы.

К особенностям этого периода развития журнальной периодики можно также отнести 
увеличение количества узкоспециализированных изданий. Наряду с издававшимися ранее 
журналами, посвященными искусству: «Памятники и музеи» (Pamiatky a muzea, 1952 г.), «Му­
зей» (Muzeum, 1953 г.); литературе -  «Точка зрения словаков» (Slovenske pohl’ady, 1846 г.) «Об­
зор мировой литературы» (Revue svetovej literatury, 1965 г.), «Ромбоид» (Romboid, 1966), 
«Культура слова» (Kultura slova, 1967 г.), «Прикосновение» (Dotyky, 1988 г.), появляются еще 
три журнала. Это «Историческое обозрение» (Historicka Revue, 1990 г.), «Книжное обозрение» 
(Knizna revue, 1991) и «Народное просвещение» (Narodna osveta, 1991). Все эти журналы, 
имеющие различную периодизацию (от ежемесячной до ежеквартальной) издавались неболь­
шими тиражами и в 2010 г. В качестве их издателей выступают различные общественные орга­
низации.

Р ел и ги озн ая п ер и оди ка
В 1989 -  1993 гг. возрождается религиозная периодическая печать.
В 1990 г. растет тираж еженедельной «Католической газеты» (KatoKcke noviny), первый 

номер которой датируется 1849 г. и которая в 1951-1989 гг. издавалась под надзором государст­
ва и имела мизерный тираж. В 90-е гг. ситуация резко меняется - она входит в десятку самых 
читаемых периодических изданий Словакии -  благодаря тому, что на ее страницах не только 
рассказывается о жизни католической церкви в Словакии, но и поднимаются актуальные про­



134 НАУЧНЫ Е ВЕДОМОСТИ IСерия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16

блемы общественной жизни, развития словацкого языка, культуры, литературы. В настоящее 
время еженедельник издается издательством «Общество святого Войтеха» (Spolok sv. Vojtecha) 
и имеет подзаголовок «Традиционная газета современного христианина».

В 1989-2005 гг. ежеквартально выходил бесплатный журнал «Борьба за души» (Zapas o 
dusi), издание которого осуществлялось за счет добровольных пожертвований. Поскольку ре­
дакция журнала ставила своей единственной целью формирование религиозного мировоззре­
ния читателей, то ее внимание было сосредоточено исключительно на церковной жизни и тео­
логических вопросах. В нем, в отличие от «Католической газеты», принципиально не публико­
вались материалы, поднимавшие важные для общества проблемы. Узко теологическую на­
правленность имеет также издающийся ежеквартально с 1990 г. издательством «Семинар свя­
щенников в честь святого Горазда» (Knazsky seminar sv. Gorazda) журнал «Горазд» (Gorazd).

В это же время легальный статус приобретают издания, предназначенные для молоде­
жи, распространявшиеся до 1989 г. в самиздате:

-  ежемесячный журнал «Зерно» (Zrno), ставящий своей целью осуществление религи­
озного воспитания молодежи в доступной для них форме и на понятном для этой возрастной 
группы языке;

-  ежемесячный журнал «Свет» (Svetlo), выходивший с 1989 по 2004 г. и рассчитанный 
на детей в возрасте от 10 до 14 лет.

Для словаков, исповедующих протестантство (таких в Словакии по официальным дан­
ным 11%), издается журнал «Творчество» (Tvorba). Основанный еще в 1940 г. словацким по­
этом, переводчиком и протестантским священником Э. Б. Лукачем (E. B. Lukac), журнал выхо­
дил 1 раз в год. В 1991 г. меняется его периодизация: с 1991 по 1996 г. он выходит 10 раз в год. 
На его страницах публикуются как материалы общественно-политической, культурно­
просветительской и религиозной тематики, так и художественные произведения. В 1996 г. 
вследствие банкротства издательства «Tranoscius», финансировавшего выпуск журнала, вышел 
только один номер журнала. Для спасения журнала в 1997 г. было создано издательство «Твор- 
чество-Т» (Spolocnost pre Tvorbu T Tvorba-Т), и с 1997 г. журнал выходит четыре раза в год при 
финансовой поддержке словацкого министерства культуры.

Р еги он ал ьн ая  п ер и оди ка
До 1989 г. Словакия делилась на 3 области (края), включая Братиславу.
Соответственно, издавались три ежедневные областные газеты -  «Голос народа» (Hlas 

l’udu), «Курс» (Smer), «Восточнословацкая газета» (Vychodoslovenske noviny) тиражом 
40 -  60 тыс. экз. -  и две ежедневные городские газеты. Одна в Братиславе, имевшей статус об­
ласти, -  «Вечерняя газета» (Vecerrnk) тиражом 50 тыс. экз. - и вторая в Кошицах -  «Кошицкий 
вечер» (Kosicky Vecer) тиражом 28 тыс. экз. Их финансирование осуществлялось областными и 
городскими комитетами словацкой коммунистической партии и местными органами исполни­
тельной власти. После прекращения ими финансирования региональной периодики в 1991 г. 
редакционные коллективы, с одной стороны, вынуждены были искать новые источники фи­
нансирования, а с другой стороны, избавившись от опеки партийных органов, получили воз­
можность расширить тематическую составляющую своих изданий, прежде всего, конечно, за 
счет реализации принципа плюрализма.

Газета «Голос народа», находившаяся некоторое время в собственности издательства 
«Аш-пресс» (H-Press) была, например, из областной трансформирована в межрегиональную и 
стала выходить с подзаголовком «Голос четырех западнословацких и четырех центральносло­
вацких областей». Потом эту газету короткое время издавало ООО «Мабекс» (Mabex, s. r. o.), 
после чего газета была продана АО «ВМВ» (VMV, a. s.), руководство которого 31 марта 2000 г. и 
приняло решение о ее закрытии.

Газета «Курс» с 1992 г. стала называться «Словацкий восток» (Slovensky vychod). Смена 
названия была не случайной. В 1918 г., еще когда Словакия входила в состав Венгрии, вышел в 
свет тиражом 500 экз. первый номер одноименной газеты, которая стала, как считает Ян 
Джуйко (Jan Dzujko), «первой словацкой региональной газетой и одновременно пионером сло­
вацкой прессы, издававшейся в Восточной Словакии после 1918 г.» [4, s. 198]. До образования 
Чехословакии журналисты «Словацкого востока» видели свою цель в консолидации словаков, 
проживавших в восточной части Венгрии, на основе пробуждения в них чувства национально­
го самосознания. Во время существования первой чехословацкой республики газета, выходив­
шая с 1918 по 1937 г., активно пропагандировала идею чехословацкой взаимности. В 1992 -  
1996 гг., до своего слияния с проправительственной газетой «Луч» (L6C), она не скрывала сво­
его оппозиционного характера и своего критического отношения к политике, проводимой



НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16 135

М. Мечьяром. По сведениям журнала «Тренд» правительство В. Мечьяра выделило на созда­
ние газеты «Луч» 40 млн. словацких крон [3].

Газета «Луч» сыграла особую роль в развитии постсоциалистической региональной пе­
риодики в Словакии. Она была создана в 1992 г., а через год, в 1993 г., произошло слияние га­
зеты «Луч» с «Восточнословацкой газетой», и она стала выходить под названием «Луч -  Вос­
точнословацкая газета» (L6c - Vychodoslovenske noviny). По данным фонда Фридриха Эберта, 
после создания газеты «Луч» издательский холдинг «Восточнословацкий металлургический 
завод -  ВМЗ» (VSZ), а также все смежные предприятия всю рекламу стали отдавать названной 
газете, в связи с чем издатель «Восточнословацкой газеты» оказался в очень трудно финансо­
вом положении и был вынужден согласиться на слияние газет «Луч» и «Восточнословацкой 
газеты [7, s. 9].

Это была единственная ежедневная межрегиональная газета, которая смогла успешно 
конкурировать с общесловацкими ежедневными газетами. Ее успех объяснялся следующими 
причинами:

-  во-первых, новая газета опиралась на традиции издания «Восточнословацкой газе­
ты», в которой широко освещались не только события, происходившие в регионе, но и в целом 
в стране и за рубежом [3];

-  во-вторых, в то время мощный издательский холдинг «Восточнословацкий металлур­
гический завод -  ВМЗ» (VSZ), частью которого, в частности, была газета «Луч -  Восточносло­
вацкая газета», имел возможность дотировать издание, вследствие чего газета продавалась по 
существенно более низким ценам, чем другая словацкая периодика [8, s. 126]. В 1999 г. после 
банкротства издательского холдинга она была продана немецкой издательской группе «Фер- 
лагсгруппе Пассау» (Verlagsgruppe Passau), а в 2000 г. прекратила свое существование вследст­
вие слияния с другой региональной газетой «Корсар» (Korzar).

После 1989 г. наметилась тенденция к росту городских вечерних газет. Наряду с изда­
вавшимися до 2000 г. в Братиславе «Вечерней газетой» и до 2004 г. «Кошицким вечером» ста­
ли выходить еще две газеты: с 1993 по 1999 г. «Вечерняя газета» (Vecermk) в Банска Быстрице 
тиражом 3 -  5 тыс. экз. и с 1990 по настоящее время «Прешовская вечерняя газета» (Presovskv 
vecermk) в Прешове тиражом 10 тыс. экз.

Новым для словацкого регионального рынка СМИ было также появление и резкое уве­
личение количества районных и городских рекламных периодических изданий.

Диаметрально противоположная тенденция наметилась в области издания заводской 
прессы (известной в России до 1991 г. как многотиражная печать). Количество заводских газет 
постепенно уменьшалось, а оставшиеся трансформировались в так называемую корпоратив­
ную прессу, обеспечивающую необходимую предприятиям связь с общественностью.

В целом, после 1989 года заметно расширился объем новостных изданий, в т. ч. журна­
лов, улучшилось и их полиграфическое исполнение. Например, в «Новом словаке» при подго­
товке газеты к изданию впервые в стране была применена компьютерная верстка: в типогра­
фию представлялся уже готовый оригинал-макет, который нужно было только механически 
размножить, дополнив фотографиями, место и размеры которых на всех полосах газеты были 
уже точно определены. В то же время появился первый налет бульварности, иногда в опубли­
кованных материалах нарушались этические принципы вследствие все еще недостаточного 
понимания журналистами того, в чем заключается журналистская независимость в творчестве 
и какова степень их ответственности перед обществом, а в некоторых случаях наблюдался и 
недостаточный уровень профессионализма. Одним словом стандартный набор симптомов, 
свойственных переходному периоду, когда пресса переходила из сферы государственного регу­
лирования в частные, не всегда опытные руки [5, s. 100].

Таким образом, анализ процесса формирования новой системы периодической 
печати Словацкой Республики в 1989 -  1992 гг. показал, что для этого этапа характерны сле­
дующие особенности:

-  во-первых, стремительный рост количества периодических изданий и нестабильность 
рынка печатных СМИ Словакии;

-  во-вторых, передача в процессе приватизации государственных и партийных газет и 
журналов в частные руки посредством акционирования их трудовыми коллективами;

-в-третьих, расцвет партийной прессы, обусловленный происходящими в стране поли­
тическими преобразованиями (строительство многопартийной системы, ставшее возможным 
после 1989 г. вследствие ликвидации монополии словацкой коммунистической партии на 
власть);



136 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | ' :  |Серия Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Выпуск 16

-  в-четвертых, политизация печатных СМИ, связанная с необходимостью решения на­
сущных на тот момент для словаков вопросов, связанных с национальным самоопределением, 
а также выбором дальнейшего политического и экономического пути развития Словакии;

-  в-пятых, появление периодических изданий, ранее никогда не издававшихся в Сло­
вакии, например: журналы для мужчин и рекламные журналы;

-  в-шестых, возрождение религиозной периодической печати;
-  в-седьмых, трансформация традиционной региональной периодики, существовавшей 

во времена социалистической Словакии, в соответствии с новыми экономическими условиями и 
требованиями рынка, а также резкое уменьшение количества заводских газет («многотиражек»).

Список литературы
1. Бобраков-Тимошкин А. Словацкая культурная периодика: расцвет или упадок? // Неприкос­

новенный запас: дебаты о политике и культуре, 2004, № 4. -  С. 125-130.
2. Дранишникова Е. А. Партийные издания в структуре печатных СМИ России: типологические 

характеристики и содержание (на примере прессы политических партий 2008-2011 гг.). // Медиаскоп, 
2011, вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/956 (дата обращения: 25 апреля 2012).

3. Cikovsky K. Kupou Luca na trh regionalnej tlace vstupil nem ecky koncern Verlagsgruppe Passau. // 
ETREND -  1999, 17.02. URL: http://www.etrend.sk/trend-archiv/rok-/cislo-Febru%C3%A1r/kupouTuca-na- 
trh-regionalnej-tlace-vstupil-nemecky-koncern-verlagsgruppe-passau.html (дата обращения: 24.09.2011).

4. Dzujko J. Slovensky vychod (1919) a formovanie slovenskeho narodneho povedomia na vychodnom 
slovensku. // Filozoficka fakulta Presovskej univerzity v  Presove: 3. studentska vedecka konferencia. Zborrnk 
pnspevkov. -  Presov, 2008. - S. 198-209.

5. Holina V. Zm eny medialnej situacie na Slovensku po roku 1989. // Qtazky zurnalistiky: casopis pre 
teoriu, vyskum a prax prostriedkov masovej komunikacie, 1998, c. 1. - S. 93-102;

6. Kocisek L., Augustm R. Domino forum  konra, nahrad^ ho obnoveny Domino efekt viac podobny 
casopisu. // Medialne.sk. -  2007, 14.02. URL: http://medialne.etrend.sk/tlac-spravy/tyzdennik-slovo-konci- 
presuva-sa-na-internet.html (дата обращения: 24.09.2011).

7. Masovokomunikacne media na Slovensku: vlasrncke pom ery a ich vplyv na medialnu, politicku a 
spolocensku orientaciu mёdi^. -  Bratislava: 3 M edia spol. s.r.o., 1998. - 27 s.

8. Medialna rocenka -  Slovensko: 1990-2000. -  Bratislava: M edialny institut, 2001. -  185 s.
9. Serafinova D., Vatral J. Transformacia periodickej tlace na Slovensku po roku 1989. // Studia Aca- 

demica Slovaca 38. - Bratislava : Univerzita Komenskeho, 2009. - S. 307-317.
10. Sefcak L., Sand J. Masove media a ekonomika: economicke teorie a zurnalistika. - 1 vyd. -  Bratislava: 

Ekonom, 2006. -  180 s.
11. Tyzdenrnk M osty po stvrtom roku existencie. // Sme. -  1996, 09.05.
Tyzdenrnk Slovo konra, presuva sa na internet. // Medialne.sk. -  2010, 28.07. URL:

http://medialne.etrend.sk/tlac-spravy/tyzdennik-slovo-konci-presuva-sa-na-internet.html (дата обращения:
24.09.2011).

SLOVAK PERIODICAL PRESS IN 1989 -  1992

The article describes the national and regional-level changes in Slovak pe­
riodical press, which occured after the downfall o f socialist system.

Keywords: national press, national magazines, religious periodicals, re­
gional periodicals.

e-mail:
alebond@rambler.ru

M. А. Bondar
Russian Center for Science 
and Culture in Bratislava, 
Slovakia

http://www.mediascope.ru/node/956
http://www.etrend.sk/trend-archiv/rok-/cislo-Febru%C3%A1r/kupouTuca-na-
http://medialne.etrend.sk/tlac-spravy/tyzdennik-slovo-konci-
http://medialne.etrend.sk/tlac-spravy/tyzdennik-slovo-konci-presuva-sa-na-internet.html
mailto:alebond@rambler.ru

